- повышения качества и скорости работы менеджеров;
- повышения конверсии продаж;
- роста выручки;
- снижения рисков и издержек.
Разберем 5 последовательных действий, которые помогут при внедрении системы управления взаимоотношениями с клиентами.

Шаг 1. Покупка лицензии
Не спешите выбирать CRM по рекомендации знакомых. Проведите сравнение нескольких систем, ориентируясь на следующие параметры:
- Профильность – специализация платформы на узкой сфере бизнеса.
- Стоимость решения – цена программного обеспечения, его обновлений и дополнительных затрат, например, на подключение новых пользователей и решений.
- Число встроенных инструментов – дополнительных элементов управления и автоматизации в системе, которые помогут с реализацией расширенных задач бизнеса.
- Наличие поддержки – помощи пользователям.
- Дополнительные интеграции – возможность синхронизировать основную систему со сторонними программами и сервисами.
- Мобильное приложение – для пользователей, которым нужен доступ к информации системы без стационарного рабочего места, оборудованного ПК.
- Сложность настройки – наличие инструкций по настройке и доступность инструментов оптимизации базовых параметров под индивидуальные параметры.
- Возможность доработок – открытый код продукта для внесения изменений в штатный функционал.

Шаг 2. План настройки и оптимизация системы
Любое действие преследует достижение определенной цели через решение ряда задач. Внедрение CRM предполагает наличие четкого плана или так называемого технического задания. Его можно составить самостоятельно или привлечь специалистов, например, бизнес-аналитика. Задание на внедрение предусматривает исследование текущих процессов компании и наложение их на инструменты CRM. Готовый документ определяет метод перевода бизнеса на «новые рельсы», этапы и сроки реализации проекта.
Отсутствие плана внедрения и целей настройки CRM влечет за собой два негативных последствия:
- Получить в финале не то, что ожидали.
- Потерять время и деньги на затягивании реализации проекта и накрутке ненужного вам функционала.

Шаг 3. Реализация проекта и запуск системы
Настройку CRM можно провести самостоятельно, если функционал простой или у вас есть свой специалист с нужными компетенциями. Вы также можете обратиться за помощью в реализации проекта к профильным компаниям – интеграторам CRM. Выбирая подрядчика на работы, убедитесь, что он:
- обладает нужным опытом;
- не предлагает лишних настроек;
- реализует проект с прозрачным ходом исполнения для вас;
- активно коммуницирует с вами уже с этапа предварительных переговоров.

Шаг 4. Обучение пользователей
Вы можете грамотно настроить автоматизацию процессов и структуры CRM, но если пользователи системы не знают, как со всем этим работать – проект можно считать провальным. Без обучения:
- менеджеры тратят рабочее время на изучение возможностей системы вместо выполнения своих должностных обязанностей;
- простые действия кажутся невыполнимыми, а сложные сценарии и сделанные настройки так и останутся невостребованными.

Шаг 5. Сопровождение и поддержка CRM
После того, как у вас закончены работы по запуску CRM, важно обеспечить систему и пользователей поддержкой. Любое программное обеспечение требует контроля работоспособности, а сотрудники нуждаются в помощи, хотя бы первое время.
Разработчики CRM, как правило, предоставляют свое техническое сопровождение, однако здесь могут быть особенности:
- поддержка работает только ограниченный период;
- низкая скорость ответов на ваши обращения;
- разработчик реализует узкий перечень помощи.
Используйте приведенную последовательность действий, не пропуская шаги, чтобы не разочароваться в впустую потраченных средствах и времени при внедрении платформы для бизнеса. Сотрудничая с опытными подрядчиками, которые оказывают полный спектр услуг по CRM, прислушивайтесь к их рекомендациям и готовьтесь к долгосрочным отношениям. Внедрение CRM – это процесс. Систему нельзя настроить один раз и навсегда. Она требует постоянных улучшений из-за меняющихся условий рынка и новых правил в бизнесе.