Исследование Zendesk (американское программное обеспечение для служб поддержки) показало, что 91% компаний со штатом от 11 человек уже пользуются CRM, и 49% компаний планируют присоединиться. Екатерина Ким, CEO iTrack (компания занимается автоматизацией бизнес-процессов), поделилась особенностями сегодняшнего рынка CRM-систем.
Мобильность систем сейчас особенно значится на рынке CRM. Статистика показывает, что все больше и больше пользователей предпочитают мобильные версии CRM-систем. Вслед за мобильностью клиенты ценят интеграции с социальными сетями и популярными мессенджерами.
За развитием многих систем стоят стартапы. У каждой новой разработки есть какая-то «фишка» — все хотят попасть в определенную нишу и завоевать ее. Конкуренция растет, рынок не ограничен только мэтрами. Еще год назад мы не могли назвать больше 10 крутых игроков, а сейчас к нам привозят достойные продукты из-за рубежа, не отстают и отечественные разработки.
Рынок теперь гибкий, он насыщен огромным количеством крутых продуктов. Стоит отметить реальный бум в сфере разработки, особенно в России. Поэтому важно, чтобы внедрение CRM в бизнес занимало максимально непродолжительный промежуток времени.
Мы наблюдаем, как рождается тенденция low-code, no-code. Потребность в программистах постепенно снизится. Системами станут управлять маркетологи, аналитики данных, CRM будут больше настраиваться, чем программироваться. Оживление можно ожидать в области искусственного интеллекта и машинного обучения.