Спрос на CRM изменился после ухода компаний-интеграторов и социальных сетей
Мы увидели новую волну спроса на решения в области CRM-маркетинга, которые позволяют собирать клиентскую базу, сегментировать и делать рассылки. На это повлиял уход ряда зарубежных компаний из России. Например, Mailchimp или Salesforce, которые ушли с российского рынка, оставив своих клиентов ни с чем. Это показывает, что и на уровне enterprise-решений тоже образуется свободное пространство, которое российские компании будут замещать. Так образовался определенный вакуум на решения в области CRM-маркетинга.
Блокировка Instagram и Facebook – другая причина перемен. У ритейлеров сместился запрос на CRM для Telegram – в январе 2022 года эта цифра была 15%, а в марте уже около 23%. Полностью перейти на social commerce не получится, хотя часть наших клиентов продолжают получать значительный объем продаж из Instagram.
На рынке CRM появляются новые игроки
Сейчас наблюдается тренд на внедрение CRM-технологий у компаний, которые занимаются розничными услугами. В любом кризисе такие услуги поднимаются — когда уходят зарубежные бренды, люди переключаются на локальные сервисы. Все начинают меньше тратить на дорогие товары и им выгоднее «починить» или заказать под себя.
Другое направление клиентов CRM-систем сегодня — ресторанный бизнес. Мы получили несколько запросов от ресторанов, чтобы адаптировать RetailCRM к работе там. Рестораны переживают бум, хотя и кратковременный.
Рынок CRM продолжит расти
С одной стороны, спрос на технологии CRM-маркетинга и enterprise-решений растет. Компании из области розничных услуг активно внедряют CRM. Эти направления будут толкать рынок вверх.
С другой стороны, мы переживаем общую экономическую сложность и неопределенность. Она отодвигает внедрение CRM-технологий на второй план. Некоторым компаниям, которые переживают особенные трудности с поставками и материалом, не до сложных интеграций CRM. Для таких кейсов no code инструменты становятся отличным решением.