Какие главные тренды рынка CRM?
Сейчас это возможность для менеджера работать в режиме одного окна, с любого устройства и в любой точке мира. Все больше мессенджеров и социальных сетей подключаются к CRM-системе. Это дает возможность взаимодействовать с клиентами прямо из интерфейса и автоматизировано за счет подключения ботов. Другая тенденция — переход из сегмента B2B в B2C. Как никогда актуальна прозрачность бизнеса для руководителей — возможность быстро получить данные о работе менеджеров, проданных продуктах, о потраченных на продвижение средствах и эффективности этих вложений.
Как изменился рынок за последний год?
Упор сделан именно на мессенджеры и автоматизацию общения. За этот год появилось больше каналов коммуникации, которые можно внедрить в CRM, дополнительные возможности для маркетинга и продаж в мессенджерах, боты и многое другое. Массовый переход на удаленную работу дал скачок в использовании CRM для продаж как в малом, так и среднем и крупном бизнесе.
Какие тенденции могут быть в будущем?
Ожидается переход в B2C-сегмент. Новое направление в рамках CRM — это CRM-маркетинг, который позволит увеличивать повторные продажи за счет персонализации предложений для каждого сегмента. А также благодаря автоматизации маркетинговой активности, в том числе и в рознице. В ближайшее время границы между сторонними сервисами станут более размытыми за счет большего числа интеграций.