Блог

Какие новые требования предъявляет бизнес к CRM-системам

Согласно прогнозам Fortu ne Business Insights, к 2029 году глобальный объем продаж CRM-решений достигнет $ 145,79 млрд. Российские компании также активно автоматизируют свои отношения с клиентами, однако в прошлом году отечественный бизнес столкнулся с проблемами из-за того, что основные поставщики программных продуктов — Oracle, Salesforse, Microsoft, Pegasystems, Terrasoft — уходили с рынка. Особенно сильно это задело сегмент крупных корпоративных клиентов, в котором исторически более 80% внедрений были основаны на решениях иностранных разработчиков.

Компании оказались в непростой ситуации: лишенные лицензионной поддержки и возможности обновлений системы, они перешли в режим максимально осторожной эксплуатации, что не страхует от рисков утраты данных или остановки операционной деятельности. Таким образом, и те игроки, что уже давно используют CRM (программное обеспечение для управления отношениями с клиентами), и те, кто только сейчас рассчитывают за счет этого нарастить свое конкурентное преимущество, стоят перед выбором отечественного программного обеспечения (ПО).

Управляющий директор T1 CRM, CRM-платформы для крупнейших компаний (0+), Владимир Вигура рассказал Ведомостям, каким должно быть ПО для взаимодействия с клиентами, чтобы соответствовать современным рыночным тенденциям.

Что важно учитывать клиентоцентричным компаниям

Обзор 360. Независимо от того, работает бизнес в В2В- или в B2C-сегменте, ему важно собирать и анализировать информацию о каждом взаимодействии с клиентом. Учитывая «гуманизацию» отношений человека и бизнеса, потребитель (пусть даже в сумме их миллионы) ждет, что компания помнит их предыдущее общение и способна предложить ему то, что нужно и когда это нужно. Данных для персонализации предложений сегодня уже более чем достаточно: CRM-платформы способны собирать внушительный объем информации из самых разных источников. Сведения из розничных точек продаж, из электронной почты и социальных сетей, от операторов колл-центров, из чатов служб поддержки – все это ценная информация, которую бизнес использует для таргетированного взаимодействия с партнерами и клиентами. По данным исследований, 85% топ-менеджеров уверены, что CRM помогает отслеживать весь жизненный цикл клиента.

Интегрируемость. CRM-системы перестают быть инструментом исключительно для специалистов по продажам и обслуживанию клиентов: поле их применения гораздо шире, об этом уже говорят топ-менеджеры 80% компаний. Неслучайно 43% предприятий розничной торговли объединяют CRM- и ERP-платформы (системы управления и планирования ресурсов). За счет интеграции CRM с другими автоматизированными инструментами для бизнеса снижается вероятность дублирования или разрозненности данных.

Разработчики систем должны предусмотреть возможность легкой интеграции с уже присутствующими в ИТ-ландшафте компании решениями, а интеграторы – обеспечить сквозную коммуникацию между подразделениями.

Микросервисность. Современное архитектурное решение, основанное на микросервисах, с одной стороны, обеспечивает гибкость платформы и ее возможность расти вместе c бизнесом. С другой стороны, снижает нагрузку на ИТ-инфраструктуру за счет отказа от тяжеловесных монолитных систем, повсеместно используемых ранее. В современных условиях это дает еще одно важное преимущество – осуществить бесшовный переход с ПО западных производителей.

Постепенное закрытие самых острых проблем оправданно и с точки зрения времени запуска сервисов, и с точки зрения инвестиций: вероятно, немногие компании потянут одномоментно повторные большие вложения в полноценную CRM. Именно микросервисы позволяют «есть слона по частям»: вводить новые функции поэтапно, не останавливая бизнес-процессы.

«Микросервисная архитектура — ключ к развитию функциональности без серьезных рисков для бизнеса. Именно она обеспечивает гибкую релизную политику и позволяет оперативно и постепенно внедрять бизнес-приложения», – подчеркивает Владимир Вигура.

Зрелый аналитический модуль. Еще одна тенденция в развитии CRM-систем, которая набирает популярность, – это объединение с BI-модулем (от англ. business intelligence), что дает возможность быстро проводить анализ ключевых показателей эффективности продаж, маркетинга и сервиса по различным срезам. Однако массив полезной информации должен быть представлен в виде легко читаемой инфографики или собранных на одном экране визуализированных отчетов (дашбордов).

Соответствие регуляторным требованиям. CRM-платформы, которые могут быть использованы бизнесом, в том числе госкорпорациями, должны четко соответствовать букве закона. Для информационных систем, используемых в России, сегодня крайне важен технический стек, на котором они реализованы. Преимущество имеют решения, созданные на базе открытого ПО, так как такой продукт импортонезависим. Кроме того, имеет значение то, как бизнес обращается с персональными данными. Ряд компаний предлагают инструменты для обезличивания данных, что позволяет обеспечить сохранность критической информации.